ВЕРНУТЬСЯ
Главная
УЗНАТЬ
Из истории
Для новичков
Для профессионалов
Инфа
ПОГОВОРИТЬ
Форум
Чат
Гостевая
ПОСМОТРЕТЬ
Фото
Видео |
|
Как настроить TRAIL-байк
Найди свой стиль
Термин trailbike (trail - след, тропа; trailbike -нечто среднее между спортивным и прогулочным велосипедом) подходит для описания соответствующего горного велосипеда весьма условно. По сути, байки, которые подпадают под это определение, могут иметь отношение и к прогулочному катанию, и к скоростному спуску, и к фрираиду, и даже к дерт джампингу. То есть трейлбайк — обычно довольно универсальный аппарат. «Я вижу, как экстремальное направление горного велосипеда приобретает все больший вес и не дает никому покоя», - говорит Бэн Кэпрон, который основал, еще будучи студентом, компанию Marinovative Products, а ныне является специалистом по продвижению продукции в Specialized. В среде агрессивщиков гораздо меньше озабоченных бесконечным подсчетом граммов веса своего байка, накатом резины и всевозможными соотношениями типа «сила к весу», нежели у бывалых кросс-кантрийщиков. Это поколение возвестило о новом уровне кайфа, получаемого от катания, о длинноходных подвесках (еще и работающих с лучшей эффективностью), крепких рамах, жестких ободах и мясистых покрышках из разномастного компаунда. И все это, прямо относящееся к trailbike'aM, призвано расширять ваши возможности, а не ограничивать их. «Цель катания на таком байке — найти и развить свой собственный стиль», - продолжает Бен. «Что цепляет тебя в езде на байке? В чем фишка? Уясни для себя, что именно тебя привлекает, и делай это. Это раскрепощает, освобождает. Одни стремятся уехать как можно дальше, в то время как другие ездят кругами, бесконечно откалывая трюки. Прелесть катания в том, что все его формы страсть как хороши. Убийственно хороши».
Вообще говоря, формирование стиля езды — это ваша забота, но мы с радостью в этом поможем, чем можем. По большей части класс trailbike определяется его навеской, так что мы проведем небольшой экскурс, рассказав о наиболее важных из них. При этом помните, что это только рекомендации — в конце концов именно вам решать, что именно цепляет вас в этом деле.
РУЛИ НА ПОДЪЕМЕ
Прогулочные байки лишились прямых кросс-кантрийных рулей, уступив место «кривым» рулям с подъемом. Рули с подъемом сразу выделили trailbike', и это придало им более агрессивный вид в мотостиле, что, ясное дело, довольно привлекательно. Но есть и еще кое-что, более важное, чем просто внешний вид. Возможностъ отклонять руль вперед или назад позволяет выбрать его положение из значительно большего числа вариантов, нежели в случае с прямым рулем той же ширины. Экспериментируйте и найдите наиболее удобное для себя положение. Обычно «кривые» рули шире прямых.
Это большое преимущество, улучшающее управляемость байка. Когда ты несешься с горы, подскакивая на каждой кочке, руки неизбежно движутся вперед-назад. И чем шире руль, тем меньше такое движение сказывается на переднего колеса. Кроме большей стабильности широкий руль облегчает поворот колеса, что особенно важно при движении в гору, на крутых спусках и при активном маневрировании.
Кроме всего перечисленного, «кривой» руль обеспечивает менее наклонную посадку, что особенно ценно в длительных поездках, и позволяет смещать вес назад для прохождения техничных спусков.
ОТВЕРЖЕННЫЕ РОГА
Далеко не все trail-райдеры ставят рога на «кривые» рули, делая это в угоду моде. Рога — это не круто, гласит массовая байкерская мода. Правда, помимо этой анекдотической причины забить на рога есть и другие поводы отказаться от использования данного компонента. Рога делают руль чуть шире, что не требуется в случае «кривого» руля. Да еще и руки при катании с рогами находятся не на самом руле, а незнамо где. Нельзя сказать, что вы нигде не увидите trail-байк с рогами, но вот их ценность в данном случае сомнительна.
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
Вилка на хорошем trail'e обеспечивает не меньше 100 мм хода. Меньший ход больше подходит для гонок кросс-кантри, и хотя со 100-миллиметровой вилкой уже можно пульнуть вниз с горы, лучше все же поставить 125-140-миллиметровую модель. Дополнительный дюйм хода (а это 20-30%!) - далеко нелишние комфорт и безопасность. Этот дюйм обеспечивает лучший контакт с трассой. И хотя больший ход вилки затрудняет подъем в гору и иногда прохождение поворотов, эти проблемы можно решить установкой регулятора, меняющего ход вилки «на ходу». Один поворот рукоятки - и ход уменьшается, а то и вовсе блокируется по вашему желанию. И тогда хоть в гору, хоть в самый крутой поворот. Ну, и не дайте ввести себя в заблуждение малым весом вилки. Кто выбирает адекватные рабочие качества, а не вес, тот поступает мудро.
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
В отличие от вилки для задней подвески не существует каких-то жестких правил. Лучше сразу забудьте о дебатах между поклонниками 4- или 5-дюймового хода. Нет серьезных причин, мешающих trailbike'y быть софттейлом или даже хардтейлом. Помните слова Бэна насчет того, что «прелесть такого катания в том, что все его формы страсть как хороши. Убийственно хороши»! Обладатели софттейла или хардтейла могут сразу перейти к следующему разделу. Так же, как и минималисты, для которых единственный повод для беспокойства - это давление в покрышках, а единственный важный линк — тот, что замыкает цепь. Их принцип «чем проще, тем лучше», и в этом есть своя правда. Те же, кто озадачен существованием задней подвески, должны стремиться к равновесию. Равновесию между ходом обеих подвесок. Задние подвески отличаются по дизайну, но все снабжены амортизаторами, каждый из которых задуман так, чтобы реагировать на рельеф местности, а не на то, как вы крутите педали. Иными словами, все хорошие современные амортизаторы с разным успехом борются с паразитной раскачкой подвески или, как ее еще называют, боббингом. Компания Progressive Suspension предлагает модель Fifth Element, a Specialized — непревзойденный Brain, Fox - систему ProPedal, Romic козыряет двухклапанной системой, Manitou SPV — альтернативный взгляд на конструкцию того же Fifth Element. Блокираторы подвески - примочки, позволяющие подвеске по вашему желанию полноценно работать на спусках и блокироваться, проявляя лучшие качества хардтейла, на подъемах. Но они постепенно будут отмирать по мере того, как высококлассными амортизаторами начнут оснащать недорогие байки.
ПОКРЫШКИ И КОЛЕСА
Существуют две школы, каждая из которых пропагандирует свой подход в выборе покрышек. Можно, например, остановиться на мясистых покрышках (2,1 дюйма и шире) из мягкого компаунда. Они обеспечивают пре сцепление и быстрое торможение, но i ведут себя на подъемах и сравнительно изнашиваются. Если вам нравится дел ки и проводить время на спусках, — это то, что надо.
Ну а если вам по вкусу дальние поездки пользуйтесь узкопрофильной резиной из жесткого компаунда.
Бен Кэпрон рассматривает процесс выбора крышек во всех подробностях. «Стоит купить два комплекта взаимозаменяемых колес», - объясняет Бэн. - «Если считаете, что это слишком дорого, заметьте! вещь: если вы часто катаетесь, то наверное нуждены менять комплект колес пример вгод, а про количество покрышек я вообще молчу. С годами вы смените несколько колес покрышек. Так почему бы не купить до тельный комплект колес и не поставить второй комплект резины? При необход их можно установить в удобном сочетай Вы ведь все равно собираетесь их купить То, о чем говорит Бэн, не пустые слова. Е все-таки купите два комплекта покрыше лес, у вас появится выбор из трех возм вариантов. Настроившись на дальнюю пс ставьте комплект легких колес и узкие ж покрышки. Если предполагаете, что на пути будет много подъемов, поставьте fмясистую покрышку спереди и узкую ж сзади. Ну, и в те дни, когда захочется : погорячее, ставьте «мясо» на оба колеса.
МАЛЕНЬКИЕ ШТРИХИ
Седло. Седло - предмет сугубо личных п| чтений. Некоторые спецы предложат вам г кать седло из прочных материалов, которо го не порвется и не сломается. Но мы с эт совсем согласны. Как только найдете модель, накоторой будет комфортно ВАМ, покупайте Педали. Лучше предпочесть бесконтактные пе-дали. Особенно это касается малоот байкеров. Можно купить комплект пе,о платформ для трюков. Хотя многие профи прыгают с дропов, рубятся и пролетают биг-эй-ры на контактных педалях. Обувь. Равно как и седло, обувь должна быть удобной. Чтобы хорошо вкручивалось, подошва должна быть жесткой. Носок должен быть немного загнут вверх (как бывает на кроссовках) на случай, если вы, например, двинетесь ногой о здоровенный булыжник. Подошва должна быть устойчивой к стиранию, ведь вам иногда придется тормозить ногами.
Важнейшее качество хорошей trail-обуви — это ее способность быстро высыхать. Такие «шузы» можно положить расшнурованными на батарею, и на следующий день они будут сухими. Современные модели сделаны из мембранных материалов и сохнут очень быстро. Не стоит связываться с кожаной обувью — замучаетесь за ней ухаживать. Да она еще и сохнет сто лет. Вынос. Если у тебя за плечами большое кросс-кантрийное прошлое, берите вынос на 10 мм короче того, которым пользовались раньше. Такой вынос позволяет переносить вес дальше назад, что делает крутые спуски не такими страшными для прохождения. Езда в стиле trail требует точного управления задним колесом, и укороченный вынос позволяет делать это четче. Подседельный штырь. Убедитесь, что можно без проблем менять высоту седла. На трясучих участках либо перед спусками опускайте его. Тормоза. Почти все trail-байки ныне обрели дисковые тормоза. Ровное, плавное и в то же время мощное торможение — этим отличаются дисковые от ободных тормозов. Еще одно преимущество — нечувствительность дисковых тормозов к «восьмеркам». Многие заменяют стандартные диски в б" на диски 8", по крайней мере на переднем колесе. Это усиливает торможение.
Все вышеприведенное — только советы. Хотя и хорошие. Но чтобы добиться реальных результатов, экспериментируйте с настройками и оборудованием. Действуйте, и всё получится.
Автор: Евгений Горбуленко |
|
|